ИИ-бот GetCourse
ИИ-бот
Добрый день!
Я - бот-помощник по документации платформы Getcourse, помогу вам найти ответ на справочный вопрос по работе системы. Пожалуйста, сформулируйте свой вопрос одним сообщением.
Статья была полезной?
Как подготовить базу к ведению email-рассылок и поддерживать её в актуальном состоянии
На эффективность email-рассылок влияют не только маркетинговые составляющие, но и качество вашей базы контактов, с которой важно правильно работать и периодически чистить от нерелевантных адресов, чтобы избежать попадания в спам или черные списки.
Почему важно работать с базой пользователей
У каждого отправителя рассылок есть репутация, которая рассчитывается почтовыми сервисами и складывается из множества параметров: открываемость, доставляемость, жалобы, отписки и т. д. Чем ниже ваша репутация, тем больше вероятность того, что вы попадете в черные списки, о которых мы рассказывали в статье → «Блэклисты для доменов и IP-адресов».
Большинство параметров, из которых складывается репутация отправителя, напрямую зависит от того, как ваша база пользователей будет взаимодействовать с письмами.
Если аудитория остыла к продукту или он ей более не интересен, она будет игнорировать ваши рассылки, что уже нехорошо для репутации. Если продолжать слать письма таким пользователям, они скорее всего отпишутся или пожалуются на спам. На более длительной дистанции есть вероятность, что какие-то из этих адресов станут спам-ловушками, попадание в которые — прямая дорога в черный список.
Чтобы избежать таких ситуаций, важно изначально правильно подготовить базу к ведению рассылок, а затем регулярно проверять её и чистить от незаинтересованных и нерелевантных адресов.
Как подготовить базу к ведению email-рассылок
Получение согласия пользователей на отправку рассылок
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» для отправки рекламных рассылок нужно прямое согласие ваших подписчиков на их получение. Это поможет избежать жалоб на спам, конфликтных ситуаций, а в некоторых случаях даже штрафов, если пользователь решит пожаловаться в ФАС.
На GetCourse включить получение такого согласия можно в настройках аккаунта, тогда при регистрации пользователь сможет поставить галочку и разрешить отправку писем.
Подробнее в статье → «Как добавить чекбокс для согласия на получение рекламных рассылок».
Важно
Обязательно используйте эту опцию в аккаунтах своих школ, чтобы избежать возможных проблем с законодательством.

Получение подтверждений электронной почты (письмо DOI)
Double-Opt-In (DOI) — технология двойного подтверждения эл.почты. Сперва пользователь заполняет форму и указывает в ней свою эл.почту для получения сообщений, а затем подтверждает её, перейдя по ссылке в письме.
Полученные подтверждения позволяют формировать базу с корректными адресами пользователей, которые, как правило, заинтересованы в получении рассылок. Значит, вероятность жалоб на спам снижается.
Также обратите внимание, что некоторые сервисы имеют строгую политику ведения массовых рассылок и разрешают отправку писем только на подтвержденные электронные адреса.
На GetCourse вы можете включить отправку системного письма DOI либо настроить собственное письмо с необходимым текстом. После чего маркетинговые рассылки можно легко отправлять только по подтвержденным адресам.
Подробнее в статьях:
Совет
Чтобы получить больше подтвержденных адресов, поощряйте пользователей, которые подтвердили почту. Например, выдайте им бонус, полезный гайд, чек-лист и т. д.

Подтверждение почты в письме

Отправка писем по подтвержденным адресам
Настройка категорий рассылок
Разделение рассылок на категории повысит лояльность клиентской базы, т. к. пользователи смогут подписаться на интересующие их темы или, наоборот, отписаться только от тех, письма по которым они не хотят получать.
Важно
Не используйте одну категорию для всех рассылок аккаунта.
В противном случае, если пользователю не понравилось какое-то отдельное письмо, он сможет отписаться только от всех рассылок сразу. Это невыгодно как для вас, так и для пользователей, т. к. они лишены возможности выбрать те темы писем, которые хотят получать.

Рекомендуем также настроить отдельные категории рассылок для писем через соцсети или мессенджеры.
В этом случае вы сможете отписать от получения email-рассылок тех пользователей, у которых, например, некорректный или технический эл.адрес, но продолжить отправлять им письма через другие каналы связи: Telegram, VK, WhatsApp и т. д.

Как отписать пользователя от категории рассылок

Отправка писем определенной категории через мессенджеры и соцсеты
Важно
Никогда автоматически не подписывайте пользователей на новые категории рассылок и не переподписывайте тех, кто отписался самостоятельно. В противном случае пользователи могут начать жаловаться на спам, что негативно скажется на репутации домена-отправителя.

При создании категории обязательно включите опцию
Как поддерживать базу контактов в актуальном состоянии
- Анализируйте статистику рассылки и устраняйте ошибки.
После отправки рассылки в письме появляется статистика. Она поможет понять, какое количество сообщений успешно доставлено, а сколько вернулось с ошибками.

Статистика рассылки
Полученные ошибки необходимо изучить и устранить, чтобы повысить доставляемость последующих рассылок.
Подробнее в статье → «Типичные ошибки почтовых сервисов».

- Отслеживайте пользователей с проблемными эл.адресами и работайте с ними альтернативными способами или отписывайте их.
К таким эл.адресам относятся:
- некорректные и/или несуществующие почтовые ящики, например, с опечатками в адресе;
- переполненные и/или заблокированные почтовые ящики, по которым постоянно возвращаются ошибки.
Важно
На GetCourse есть механизмы автоматической отписки пользователей, если доставляемость на эл. адрес ниже 70% или он определен неверным автоматически.
Мы рекомендуем не ждать, пока система автоматически отпишет пользователей. Старайтесь регулярно проверять базу на наличие таких адресов, чтобы устранять причины, вызывающие проблемы.
В противном случае, пока вы ожидаете, интерес пользователей к вашему продукту будет падать, т. к. они не получают прогревающих писем. В дальнейшем довести до покупки их будет все сложнее.
Чтобы найти таких пользователей:
- Проверьте почты в разделе «Пользователи» на распространенные ошибки и опечатки: @mail.ri, вместо @mail.ru, @gmail.ru, вместо @gmail.com и т. д. Для быстрого поиска используйте условие «Эл.адрес содержит».
- Проверьте ошибки, которые возвращаются после отправки писем, и найдите переполненные/заблокированные ящики. Виды таких ошибок можно найти в статье → «Типичные ошибки почтовых сервисов».

Далее попробуйте связаться с такими пользователями через альтернативные способы связи: SMS, мессенджеры, соцсети, телефонию. В диалоге узнайте корректные адреса эл.почт и/или попросите почистить ящики от лишних писем.
Если вам удалось узнать правильный адрес или в базе есть почты с распространенными опечатками, то исправьте email по инструкции в статье → Как поменять почту пользователю.

Важно
Если связаться альтернативными способами с пользователями не получилось, то отпишите их от категорий рассылок, которые отправляются на эл.почты, или добавьте в отдельную группу, а затем исключайте её из email-рассылок.

Как удалить из категории рассылок

Как исключить группу из рассылки
- Анализируйте статистику пользователей в рассылках, чтобы понимать, насколько вашей аудитории интересна та или иная тема.
В статистике фиксируются все необходимые данные: просмотры, переходы, ответы, отписки.
После проведенного анализа поделите пользователей на сегменты, например, по заинтересованности, активности или другому критерию, чтобы в дальнейшем запускать отдельные рассылки по каждой категории. Такой подход позволит персонализировать предложения для разных категорий пользователей и отправлять им письма только на интересующие темы.
Подробнее в статье → «Как использовать email-рассылки для удержания клиентов»

Статистика пользователей
- Настройте postmaster и собирайте статистику отдельно по почтовым сервисам.
Postmaster позволит заранее отследить спад открываемости, удаления без прочтений и жалобы на спам. Анализируя полученные данные, можно выявить проблемы в рассылках и принять меры до того, как почтовый сервис начнет блокировать все сообщения и возвращать ошибки.
Подробнее в статьях:

- Регулярно проводите актуализацию базы и отписывайте незаинтересованную аудиторию. Рекомендуется делать это каждые полгода или чаще.
База знаний
Незаинтересованная аудитория — это пользователи, которые не открывают ваши письма, отмечают их как спам, удаляют без прочтения и т. д. Такая аудитория негативно влияет на вашу репутацию отправителя, поэтому с ними нужно работать отдельно и/или исключать из базы email-рассылок.
Если вы давно собираете базу пользователей, но при этом никогда не занимались её актуализацией, рекомендуем составить один из следующих сегментов, чтобы найти пользователей, которые не читали ваши письма или не проявляли активность около года.
Обратите внимание
Сегменты ниже являются лишь примерами. Вы можете корректировать условия под свой проект. Например, можно изменить срок активности пользователей, добавить тех, кто не создавал заказы долгое время, и т. д.
Ознакомиться со всеми сегментами можно в статье → «Сегменты по пользователям».

Пример #1

Пример #2
Важно
В сегменте следует учитывать пользователей как в статусе «Активен», так и в статусе «В базе», т. к. рассылки можно вести по пользователям с любым статусом.
Пользователей из полученного сегмента следует отписать от всех категорий маркетинговых рассылок или добавить в группу, а затем исключать её из email-рассылок.

Как удалить пользователей из категорий рассылок

Как исключить группу пользователей из сегмента рассылки
Чтобы автоматизировать отписку незаинтересованной аудитории:
- создайте процесс по пользователям,
- выберите периодическую проверку,
- в качестве входного условия укажите вышерассмотренный сегмент или ваш собственный,
- в схеме процесса добавьте операцию «Удалить из категории рассылок».

Если вам кажется, что в полученном сегменте еще могли остаться заинтересованные пользователи, то запустите по нему реактивационную рассылку.
База знаний
Реактивационная рассылка — это письмо со ссылкой, направленное на пробуждение неактивных пользователей. Это может быть предложение поучаствовать в конкурсе, получение скидки, бесплатного продукта, сбор обратной связи или вопрос об актуальности подписки для клиента.
Если пользователь перейдет по ссылке, то можно продолжить с ним работу, т. к. интерес к продуктам проекта у него еще остался.
Если же он не перейдет по ссылке, то необходимо отписать его от маркетинговых рассылок или добавить в группу и исключать ее из сегмента на отправку, как показывали ранее [перейти ↑].
В реактивационном письме обязательно должна быть кнопка отписки. Рекомендуем сделать её броской, чтобы пользователь легко понял, как ему отписаться от рассылки, а не пожаловался на письмо.
Для добавления такой кнопки используйте переменную {unsubscribe_link}
или прямую ссылку на профиль https://ваш-домен/user/my/profile
, где пользователь сам сможет выбрать, от каких категорий ему отписаться.
Ссылка должна быть авторизующей.

Переменная для отписки

Пример письма
Что делать, если вы попали в черный список
Блэклисты (чёрные списки) — это специальные базы данных, содержащие сведения об IP-адресах и доменах, замеченных в отправке спам-рассылок.
Если ваш домен/IP-адрес попал в такой лист, значит, в работе с базой и ведении рассылок есть серьезные нарушения, которые необходимо срочно исправить.
О том, что делать в такой ситуации, рассказали в статье → «Блэклисты для доменов и IP-адресов»
авторизуйтесь