ИИ-бот GetCourse
ИИ-бот
Добрый день!
Я - бот-помощник по документации платформы Getcourse, помогу вам найти ответ на справочный вопрос по работе системы. Пожалуйста, сформулируйте свой вопрос одним сообщением.
Статья была полезной?
Как упаковать онлайн-курс, чтобы он продавался сам: Часть 2. Как создать структуру курса, которая приведет клиента к результату
На связи команда маркетологов GetCourse, и мы уже рассказали о том, для чего нужно уникальное торговое предложение (УТП) и как его создать. Если пропустили, рекомендуем прочитать → «Часть 1. Как сформулировать уникальное торговое предложение (УТП) онлайн-курса».
В этой статье вы узнаете, как составить план онлайн-курса, который замотивирует учеников проходить обучение до финала и получать высокие результаты. Читайте до конца, чтобы узнать о преимуществах и недостатках каждого формата и получить проверенные советы для мотивации ваших учеников.
Для чего нужна программа курса
База знаний
Структура курса — это его «скелет», от которого зависит удобство обучения, вовлеченность учеников и конечный результат.
Грамотно выстроенная программа:
повышает ценность — четкая логика подачи материала делает курс более полезным и привлекательным для учеников;
снижает нагрузку и увеличивает процент завершения курса — если курс хаотичный, ученики быстро теряют мотивацию;
упрощает продажи — логичная структура с понятным результатом помогает клиенту принять решение о покупке.
Основные ошибки при создании структуры курса
Отсутствие четкой логики — информация подается хаотично, без связи между модулями.
Перегруженные модули и уроки — слишком много теории без практики, длинные видео, сложные термины.
Недостаток вовлеченности — отсутствие интерактивных элементов, обратной связи, домашних заданий.
Слишком длинный или короткий курс — важно учитывать сложность темы и уровень учеников.
Нечеткий оффер курса — курс должен вести ученика от проблемы к результату.

Как создать эффективную программу курса. Пошаговый план
Разберем 6 шагов создания эффективной программы обучения.
Шаг 1: Определите конечную цель курса
Перед созданием структуры важно ответить на вопросы:
Какой результат должен получить ученик после курса?
Какие ключевые навыки он освоит?
Где ученик сможет применять полученные знания (работа, бизнес, личные проекты)?
ПРИМЕР:
❌ Плохо: «Курс по продвижению» (слишком общее описание).
✅ Хорошо: «За 4 недели вы научитесь создавать контент, запускать рекламу и привлечете первых клиентов».
Шаг 2: Разбейте курс на логичные этапы (модули)
Каждый модуль должен быть отдельным шагом на пути к конечному результату. Обычно используется 3–8 модулей, каждый из которых отвечает за один ключевой навык.
ПРИМЕР структуры курса по маркетингу:
Модуль 1. Основы маркетинга — что такое маркетинг, анализ ЦА, позиционирование.
Модуль 2. Контент и упаковка — создание продающего контента, оформление профиля.
Модуль 3. Реклама — запуск таргета, работа с бюджетами.
Модуль 4. Продажи — работа с клиентами, воронки, скрипты.
Важно, чтобы каждый модуль логично перетекал в следующий и давал завершенный кусок информации.
Шаг 3: Оптимизируйте длину курса
Оптимальная продолжительность курса зависит от темы и уровня подготовки аудитории.
Рекомендации:
Краткие интенсивы 2–4 недели: подходят для освоения одного навыка (например, ведение Telegram-канала).
Среднесрочные курсы 1–3 месяца: обучение профессии, детальная проработка темы.
Длительные программы 3+ месяцев: углубленные курсы с практикой и обратной связью.
Важно
Если курс длится более 2 месяцев, стоит разбивать его на мини-модули и добавлять этапы закрепления материала, чтобы избежать перегрузки.
Шаг 4: Определите формат подачи материала
В зависимости от темы и аудитории курс может включать разные форматы обучения:
видеоуроки,
текст и чек-листы,
аудиоуроки,
практические задания,
вебинары и живые разборы,
онлайн-чат или форум,
тесты и квизы,
геймификационные механики,
чат-боты и автоматизацию,
микро-форматы (Stories, Reels, etc.).
Преимущества и недостатки каждого формата мы собрали в таблице
Формат | Плюсы | Минусы |
Видеоуроки | — Визуальное восприятие, упрощает объяснение сложных тем — Можно дополнить инфографикой, скринкастами, анимацией — Легко выстраивать «цепочку» уроков и структурировать блоки | — Запись и монтаж требуют времени и ресурсов — Нужна техническая подготовка (свет, звук, монтаж) — Длинные ролики (40+ мин.) часто снижают вовлеченность учеников |
Текст и чек-листы | — Удобны для быстрого изучения и повторения — Легко адаптировать под любую целевую аудиторию — Проще всего регулярно обновлять и дополнять — Формат хорошо индексируется SEO-системами | — Меньше вовлекают, чем видео или живое общение — Может казаться «скучным» для аудитории, которая любит визуал и динамику — Сложно удержать внимание на больших текстовых блоках |
Аудиоуроки | — Удобно слушать в дороге или во время повседневных дел — Можно оформить как подкаст, что повышает лояльность — Хорошо подходит для тем, где важно «проговаривать» материал | — Не подходит для визуального контента — Труднее делать закладки и конспекты (приходится перематывать аудио) — Если нужна двусторонняя связь (вопрос—ответ), формат менее удобен |
Практические задания | — Углубленное изучение темы, сразу применяются знания — Повышают шансы закрепления материала — Служат отличным способом создать портфолио и реальные кейсы | — Требуют обратной связи (кураторов, преподавателей) — Увеличивают время прохождения курса — Труднее автоматизировать, особенно при проверке индивидуальных заданий |
Вебинары и живые разборы | — Высокая вовлеченность и эффект присутствия — Возможность ответить на вопросы «здесь и сейчас» — Формируют ощущение комьюнити, повышают доверие | — Ограничены по времени (нужно подстраиваться под расписание) — Необходимо учитывать часовые пояса и загруженность учеников — Требуют модерации, чтобы не было «шума» |
Онлайн-чат или форум | — Позволяет участникам общаться и помогать друг другу в реальном времени — Активное сообщество повышает лояльность и длительную вовлеченность — Подходит для дополнительных обсуждений | — Требует постоянной модерации — Не все любят общаться в формате «общего чата» — Может возникать много повторяющихся вопросов, если не структурировать информацию |
Тесты и квизы | — Быстрая проверка знаний — Элемент геймификации (баллы, рейтинги) — Хорошо мотивируют учеников закрывать пробелы в знаниях | — Не всегда дают глубокое понимание (только проверка фактов) — Требуют грамотной настройки и продуманности вопросов — При больших объемах нужна автоматизация |
Геймификационные механики | — Сильная вовлеченность и интерес («обучение как игра») — Могут включать «уровни», «ачивки», «валюту», «рейтинги» — Повышают желание дойти до конца курса | — Разработка и интеграция сложнее, чем простые форматы — Нужно тщательно продумать сценарий, чтобы «игра» имела смысл для обучения — Без кураторов может свестись к «пустому развлечению» |
Чат-боты и автоматизация | — Помогают разгрузить преподавателей, отвечая на базовые вопросы — Удобны для тестирования знаний, выдачи материалов по скрипту — Можно легко масштабировать для большого потока учеников | — Требуют грамотной технической настройки и регулярного обновления — При сложных вопросах все равно нужна живая поддержка — Некоторые ученики предпочитают общение «один на один» |
Микро-форматы (Stories, Reels, etc.) | — Короткие видеоролики или истории удерживают внимание — Можно публиковать в соцсетях для привлечения и вовлечения — Отлично работают в молодых сегментах аудитории | — Часто требуют постоянного обновления контента — Подходят не для всех тематик (если тема слишком сложная, «быстрые форматы» могут быть поверхностны) — Менее удобны для системной подачи знаний |
Как использовать эту таблицу на практике
Сочетайте несколько форматов. Например, короткие видеоуроки + подробные текстовые методички + практические задания с разбором на живом вебинаре.
Учитывайте целевую аудиторию. Если у вас «молодая» аудитория, она может предпочесть мобильные форматы (аудио, микро-ролики, соцсети). Для B2B и корпоративных клиентов подойдет более «серьезная» подача (видео + PDF-методички + закрытый форум).
Тестируйте. Попробуйте запустить курс сначала в одном формате, собрать обратную связь и постепенно добавлять новые элементы (вебинары, чат-боты, геймификацию и т. д.).
Автоматизируйте. Чем больше у вас инструментов в курсе, тем выше риск «запутаться». Системы вроде GetCourse помогают централизовать управление уроками, вебинарами, чатами, тестами и аналитикой.
Рекомендуем
- Выбирайте то, что подходит конкретно под вашу тему, уровень подготовки аудитории и ресурсы (время, бюджет, технические возможности).
- Лучший вариант — комбинировать форматы, чтобы ученики могли выбрать удобный способ изучения.
- Снимайте видеоуроки не длиннее 30–40 минут, а оптимально — короткие, по 10–20 минут.
Шаг 5: Добавьте практику и обратную связь
Без практического применения знаний курс превращается в пассивное потребление информации.
Добавьте:
чек-листы и тесты в конце каждого модуля;
разборы домашних заданий кураторами;
кейс-методы: ученики решают реальные задачи;
разбор примеров из индустрии;
итоговый проект, который подтверждает, что ученик освоил навык.
А также:
закрытый чат или канал, чтобы помогать ученикам чувствовать себя частью сообщества;
регулярные Q&A-сессии — живое взаимодействие с преподавателем сохраняет мотивацию;
кураторы, которые напоминают о прохождении курса — можно подключить email-рассылку, чат-бот или личные сообщения.
ПРИМЕР:
В курсе по графическому дизайну можно давать ученикам задания на создание реальных проектов (логотипов, визиток, презентаций).
Шаг 6: Внедрите элементы вовлечения и геймификации
Выберите подходящие для вашего курса-продукта варианты геймификации:
кастомизированная платформа с прокачкой персонажа, как в компьютерной игре;
прогресс-бар или уровни, рейтинги — чтобы видеть, сколько уже пройдено;
бонусы за активность — скидки на следующие курсы, дополнительные материалы;
внутренняя валюта — начисление за пройденные уроки и возможность потратить «деньги» в магазине курсов;
лидеры и соревнования — топ участников, которые лучше всего справляются с заданиями.
ПРИМЕР:
В курсе по английскому ученики могут получать «очки» за выполнение заданий, а топ-3 участники — бесплатную консультацию с преподавателем.
Элементы геймификации легко настроить в GetCourse. Добавьте в личном кабинете учеников монеты, бонусные рубли, рейтинги и бейджи, а также отслеживайте обратную связь по пройденным урокам, процент прохождения курса и другую аналитику в своей онлайн-школе на GetCourse.

Как удержать мотивацию учеников на протяжении всего курса
«Привет, я Василий Немчинов — руководитель отдела трафика GetCourse. Собрал для вас проверенные рекомендации по тому, как мотивировать учеников и поддерживать их интерес к программе на протяжении всего обучения».

Василий Немчинов
Регулярные напоминания о ценности
В начале каждого модуля напомните, зачем ученику важно изучить этот блок и какой навык он получит. Это поднимает уровень вовлеченности и помогает сохранить мотивацию.
ПРИМЕР:
В курсе по таргету вы можете начать каждый новый блок словами: «Сегодня вы узнаете, как за 15 минут настроить тестовую рекламу и получить первых подписчиков. Это ключевой навык, который поможет вам привлекать клиентов на автопилоте».
Промежуточные результаты
Позволяйте ученикам достигать маленьких успехов еще до завершения курса. Например, после третьего урока ученик уже может выполнить небольшое практическое задание и увидеть первые результаты. Это стимулирует двигаться дальше.
ПРИМЕР:
В курсе по копирайтингу дайте задание написать короткий продающий абзац и сразу разберите его на вебинаре. Ученики увидят, что «зарабатывать словами» они начинают уже на первой неделе обучения.
Дополнительные материалы для углубления
Если видите, что часть учеников хочет изучать тему глубже, предоставляйте им продвинутые статьи, вебинары, списки литературы или авторские методички. Так вы удовлетворите запрос «продвинутых» и при этом не перегрузите «новичков».
ПРИМЕР:
В курсе по интернет-маркетингу можно прикрепить PDF-справочники с «подкапотными» настройками рекламных кабинетов, чек-листы для A/B-тестирования, готовые шаблоны таргет-рекламы или записи встреч с топовыми экспертами.
Связь с реальной практикой
Чем более понятно, как использовать знания в реальной жизни, тем выше шанс, что ученики дойдут до конца. Показывайте кейсы и истории из своей практики, рассказывайте, как те или иные инструменты работают в реальном бизнесе.
ПРИМЕР:
В курсе по дизайну можно регулярно демонстрировать, как ваши ученики (или вы сами) применили конкретный прием и получили оплаченные заказы или повысили конверсию сайта.
Командная работа и мини-группы
Поддерживайте формат небольших групп или командных заданий. Совместная деятельность помогает участникам делиться опытом и поддерживать друг друга, формируя активное сообщество и «эффект присутствия».
ПРИМЕР:
Запустите «мини-хакатон» в конце первого модуля: несколько студентов объединяются и совместно решают задачу (создают рекламную кампанию, пишут контент-план и т. п.), деля между собой роли и ответственности.
Внутренние челленджи и соревнования
Соревновательный элемент (рейтинги, набор баллов, определение «лидера недели») дает дополнительный стимул довести начатое дело до конца. Геймификация при этом должна быть дружелюбной и мотивирующей, а не угнетающей.
ПРИМЕР:
В курсе по иностранному языку введите «Ежедневный челлендж»: кто больше всего выполнит практических упражнений и наберет «экспы», получает почетный бейдж и бонусный урок-вебинар.
Если хотите глубже изучить механики вовлечения и посмотреть, как настроить такие активности в вашем онлайн-курсе, обязательно присоединяйтесь к нашему бесплатному марафону GetCourse. В нем вы узнаете, как грамотно структурировать программу, автоматизировать рассылки, подключить геймификацию и эффективно работать с мотивацией ваших учеников.
Таким образом, комплексный подход к удержанию мотивации — от регулярных напоминаний о ценности до командных заданий — поможет вашим ученикам оставаться активными и вовлеченными на протяжении всей программы. А качественный сервис и четкая организация курса повысят шансы на то, что люди действительно дойдут до финала, получат результат и будут рекомендовать вашу онлайн-школу другим!
В заключительной статье на тему упаковки онлайн-курса вас ждет полный набор элементов для создания продающего лендинга и презентации вашего продукта, а также способы повышения конверсии и другие полезные советы.
Читать → «Часть 3. Пошаговый план по созданию продающего лендинга и презентации».
авторизуйтесь