Чёрная пятница в GetCourse! Самые большие скидки за историю платформы
СМОТРЕТЬ
Чёрная пятница в GetCourse! Самые большие скидки за историю платформы
СМОТРЕТЬ
Чёрная пятница в GetCourse! Самые большие скидки за историю платформы
СМОТРЕТЬ
Чёрная пятница в GetCourse! Самые большие скидки за историю платформы
СМОТРЕТЬ
Чёрная пятница в GetCourse! Самые большие скидки за историю платформы
СМОТРЕТЬ
Чёрная пятница в GetCourse! Самые большие скидки за историю платформы
СМОТРЕТЬ
Чёрная пятница в GetCourse! Самые большие скидки за историю платформы
СМОТРЕТЬ
ИИ-бот GetCourse
ИИ-бот
Добрый день!
Я - бот-помощник по документации платформы Getcourse, помогу вам найти ответ на справочный вопрос по работе системы. Пожалуйста, сформулируйте свой вопрос одним сообщением.
Статья была полезной?
Целевая аудитория проекта: описание, виды, анализ портрета, примеры, группы, сегменты, боли
Привет! На связи Василий Немчинов — руководитель отдела трафика в GetCourse. Предлагаю рассмотреть одно из основных понятий в маркетинге — целевая аудитория. Для чего это нужно?
Перед запуском рекламных кампаний в Яндексе, Google и других инструментах необходимо понимать, кто же наша целевая аудитория, какие у нее боли и потребности. Если не знать портрет своего целевого клиента, то невозможно понять, для кого создается продукт. Но если в потоке информации получится обратить внимание и заинтересовать аудиторию своим продуктом, то можно продавать в интернете абсолютно все — даже загородные дома за десятки миллионов долларов.
Поэтому в статье расскажу: что такое целевая аудитория (ЦА), на какие виды она подразделяется, зачем выполнять ее анализ, где брать сведения для составления портрета ЦА и как сегментировать людей.
Василий Немчинов
- Руководитель отдела трафика GetCourse
Практикующий Growth-маркетолог и стратег с 2016г.
Магистр ЭФ МГУ им. Ломоносова
Опыт работы в 30+ нишах на ведущих позициях (благотворительность, фэшн-индустрия, e-commerce, онлайн-школы, SAAS, мобильные приложения и др.)
12 000+ часов практики (контекстная и таргетированная реклама, Telegram Ads, веб-аналитика, стратегический анализ ЦА и конкурентов, медиапланирование и др.)
40+ разработанных маркетинговых стратегий развития
250+ созданных воронок в B2B, B2C и B2B2C направлениях на рынках РФ, СНГ и Европы
150+ проведённых консультаций и разборов
В статье присутствуют упоминания продуктов компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в Российской Федерации.
Что такое целевая аудитория
База знаний
Целевой аудиторией называют группу или сегмент людей, потенциально заинтересованных в приобретении определенного товара или услуги.
Людей внутри этой группы объединяют схожие признаки, общие потребности и боли. К примеру, целевой портрет будут составлять одна возрастная группа, семейное положение, проживание в одном городе или районе, общие интересы и так далее.
Пример
Общая боль пенсионеров — это дорогие лекарства. Чтобы привлечь внимание пенсионеров, предложите доступные лекарства. Если вы производитель недорогого лекарства от давления, то портрет вашей целевой аудитории как раз эти пенсионеры. К ним и следует обратиться в рекламной кампании.
Если не проводить анализ целевой аудитории и потенциальных клиентов, то ваше обращение будет безадресное. То есть нет понимания, для кого компания производит продукт. А у потребителя нет понимания, для чего ваш продукт ему нужен и зачем его покупать.
Виды целевой аудитории
Целевую аудиторию продукта разделяют на два сегмента: это B2C и B2B. Сегментов на самом деле больше, но в основном выделяют два.
B2C — это взаимодействие между бизнесом и клиентом, где в роли клиента выступает физическое лицо. Это может быть сфера розничной торговли, онлайн-образования или сфера услуг.
Пример
К примеру, для магазина детской одежды и игрушек средней ценовой категории портрет целевой аудитории следующий:
- женщины от 20 до 40 лет,
- с ребенком до 5 лет,
- со средним доходом,
- из интересов: приготовление десертов и растениеводство.
B2B — это сегмент, где взаимодействие происходит уже между бизнесом и бизнесом. Здесь в роли покупателя выступает не человек, а компания или юридическое лицо. В этой сфере, как правило, предприниматели настроены на долгосрочное сотрудничество и бережно относятся к репутации.
Портрет целевой аудитории в данном сегменте определить немного проще. Для этого посчитайте компании, работающие в нужной сфере, и изучите их корпоративные потребности.
Пример
К примеру, проведем анализ аудитории производителя женских платьев в низком и среднем ценовом сегменте. Целевой портрет в данном случае составляют розничные продавцы женской одежды (как интернет-магазины, так и торговые ярмарки).
Анализ целевой аудитории в B2C-сегменте
Основная и второстепенная ЦА
Так как чаще работают с конкретным потребителем, давайте более детально рассмотрим анализ аудитории и составление ее портрета на примере B2C-сегмента. В нём выделяют две целевые группы: это основная и второстепенная.
Основная целевая группа — это покупатели, которые совершают покупку и являются конечным пользователем продукта. В данном случае направляйте рекламную кампанию в первую очередь на мотивацию этой аудитории — то есть чтобы именно она приобрела продукт. Ведь от силы желания купить товар будут зависеть показатели продаж.
Второстепенная целевая группа — это покупатели, которые не пользуются товаром непосредственно и не инициируют покупку, но принимают ключевое решение по совершению покупки.
Пример
У производителя развивающих игрушек для детей до 5 лет портрет первичной аудитории — это родители, которые хотят совершить покупку, чтобы по вечерам развивать моторику малышей, например, строя замки из конструктора.
Реклама в этом случае частично направлена на первичную аудиторию, но второстепенной будет проще купить продукт, когда она уже с ним знакома. При таких запусках исследуйте и учитывайте интересы аудитории, так как её оценка и готовность заплатить за продукт влияет на сам факт покупки.
Пример
У производителя машинок на пульте управления портрет первичной аудитории — это мальчики 5-12 лет. Дети пользуются товаром и побуждают родителей сделать покупку. А вот родители мальчиков — это второстепенная целевая аудитория. Ведь если машинка на пульте управления, которую хочет мальчик, будет удовлетворять мальчика, но вызовет сомнения у родителя (к примеру, окажется травмоопасной, будет сделана из токсичного пластика или на сам товар будет завышена цена), то покупка совершена не будет.
Зачем делать анализ целевой аудитории
Важно исследовать вашу целевую аудиторию, то есть понимать ее целевой портрет:
для кого создается продукт?
какие у потенциального клиента интересы?
это мужчина или женщина?
какой возраст клиента?
в каком семейном положении находится?
какие демографические и географические признаки клиента?
какие поведенческие признаки у покупателя (то есть почему совершает покупку)?
какую боль или потребность закрывает клиент (чем помогает продукт)?
Анализ и составление портрета целевой аудитории помогают выстраивать взаимодействие с потенциальными и текущими клиентами, а также влиять на количество продаж. Благодаря анализу ЦА инструменты продаж формируются таким образом, чтобы на подсознательном уровне производить максимальное впечатление на клиента, способствуя решению о покупке. Это называется креативная коммуникация. Например, когда клиент переходит на лендинг, на впечатление клиента влияют даже цвета и шрифт страницы. И решение о покупке принимается на подсознательном уровне за пару секунд.
Кстати, в нашем блоге есть отдельная статья о том, из чего состоит продающий лендинг, → «Структура идеального продающего лендинга с высокой конверсией»
Где брать сведения о целевой аудитории
Рассмотрим, в каких источниках можно брать данные для анализа и составления портрета целевой аудитории:
Исследования рынка.
Сюда включают проведение анализа конкурентов, изучение открытых статистических данных об отрасли, а также использование отчетов аналитических агентств.
Аналитика данных.
Используйте данные веб-аналитики, чтобы получить информацию о поведении пользователей на сайте. Исследуйте привычки, предпочтения и покупательское поведение.
Опросы и интервью.
Создание опросов для клиентов и проведение интервью с целевой аудиторией помогут понять потребности и узнать о предпочтениях из первых уст.
Социальные сети.
Мониторинг активности в социальных сетях вашего проекта: отслеживайте обсуждения, отзывы и запросы аудитории, что даст представление об интересах и потребностях.
Фокус-группы.
Организация фокус-групп помогает провести глубокое исследование мнений и взглядов представителей целевой аудитории.
Продолжение
Во второй части статьи вас ждут:
- 7 шагов по составлению портрета ЦА,
- ошибки при составлении портрета ЦА,
- пример удачного портрета ЦА,
- чек-лист по составлению портрета ЦА.
Перейти к следующей статье → «Как составить портрет целевой аудитории»
авторизуйтесь