Международное развитие онлайн-школы
Какую страну выбрать для первого зарубежного запуска
Одним из главных трендов 2021 года на EdTech-рынке стало стремление компаний к выходу на международный рынок. И если в прошлом году для многих компаний это было возможностью, то в 2022 году стало необходимостью. Одновременно то, что уже тогда казалось непростым — привлечение лидов из других стран, прием платежей, официальная регистрация за рубежом и многое другое, — вдруг стало еще сложнее в десятки раз. Так или иначе, прямо сейчас международные рынки штурмует множество российских компаний, и онлайн-школы — не исключение.
О том, как инфопредпринимателю выбрать «песочницу» для первого зарубежного запуска, где можно получить помощь и какие нюансы нужно учесть, рассказывает Алексей Красносельский, глава маркетинга и международного развития GetCourse.
По словам Артема Колотова, совладельца одной из крупнейший на GetCourse онлайн-школы Paulinе School (в 2021 году продали свои продукты почти 2000 англоязычных слушателей из 96 стран мира, заработав на этом 27 млн рублей) есть три основных подхода к выбору страны для старта продаж за рубежом:
1. Теория
В этом случае компания проводит масштабный анализ всех интересующих ее рынков и стран: аудитория, конкуренты, юридические тонкости, особенности менталитета, покупательная способность, платежные системы и много других факторов. После этого составляется сравнительная таблица, формируется шорт-лист самых подходящих стран и начинается длительный период каст-девов – общения с потенциальной аудиторией и клиентами конкурентов с целью “прощупать почву” и получить как можно больше знаний о специфике и особенностях местного рынка. Первый способ – максимально правильный и логичный с точки зрения системного подхода, но довольно ресурсозатратный и, как правило, не самый эффективный для не очень крупного бизнеса, к которому относятся большинство онлайн-школ.
2. Практика
Провести тестовые рекламные кампании на все интересующие регионы и оценить, в каких регионах наблюдались самые успешные запуски – именно так делали в Pauline School. Минус: необходимость заранее локализовывать хотя бы часть контента для нескольких разных языков и стран или сразу ограничиваться только англоязычной аудиторией, для которой рынок предложений в вашей нише и так может быть перенасыщен.
3. Чужой опыт
Воспользоваться помощью компании, которая уже прошла все этапы первого способа и готова делиться опытом со своими клиентами, как это делает GetCourse. Отдельным школам команда платформы предлагает полноценную поддержку по выходу за рубеж на условиях партнерства, других – консультирует на этапе запуска. Так или иначе, ресурсы компании позволили комплексно изучить несколько самых перспективных для инфобизнеса рынков. И мы готовы поделиться знаниями о них с теми школами, которые всерьез задумываются о выходе за рубеж.
Бразилия
Опыт GetCourse
Когда выходишь на новые рынки, можно придерживаться разных стратегий. Один из подходов — выйти на не особо конкурентный рынок, принять участие в его формировании и «отхватить» честную рыночную долю. Другой подход — смотреть на весьма зрелые рынки, где есть доминирующие крупные игроки, и далее уже не просто создавать спрос, а участвовать в конкурентной борьбе.
GetCourse решил придерживаться второй стратегии и в качестве нашей собственной «песочницы» выбрали Бразилию — страну с одним из наиболее развитых в мире рынков онлайн-образования и с доминирующим игроком в лице компании Hotmart. Зрелый, сформированный рынок позволял нам не искать инфобизнесменов и клиентов «с нуля» — их уже более чем достаточно (десятки тысяч). Кроме того, местный конкурент, Hotmart — одна из наиболее близких к GetCourse по функциональности платформ в мире. Соответственно, нам не нужно было объяснять потенциальным клиентам, зачем им вообще нужно наше решение. При этом мы выяснили, что у нас есть несколько преимуществ, которые мы можем использовать в продажах на бразильском рынке.
В конкуренции с крупным и устойчивым игроком мы увидели для себя возможность прокачаться с точки зрения маркетинга, продаж, продукта, развития компетенций. Это как в тренажерном зале — чтоб был прогресс, нужно брать вес больше привычного.
Разумеется, не сразу все пошло гладко: Бразилия была нашим тестовым полигоном, и мы — неофиты в зарубежных делах — столкнулись с несколькими трудностями. Например, среди первых менеджеров, которые появились в нашем «бразильском» отделе продаж были, в том числе, португальцы. В процессе выяснилось, что многие бразильцы относятся к ним, как к бывшей метрополии, достаточно настороженно. Поэтому даже самый хороший продажник-португалец сильно ограничен в своих возможностях. Такие тонкости почти невозможно предусмотреть заранее: кажется, говорят на одном языке, понимание есть — что еще нужно?
Погрузившись в процесс изучения рынка и местных порядков с головой, мы столкнулись еще с несколькими неожиданными факторами, к которым должен быть готов онлайн-предприниматель, которые собирается взаимодействовать с бразильской аудиторией.
Особенности рынка
Значимость личного бренда
Может казаться, что российский рынок инфопродуктов слишком сильно завязан на блогерах и инфлюенсерах, но это ничто по сравнению с Бразилией. Значимость персонального бренда, блога, аккаунта в соцсетях (как ключевого ресурса для продвижения) здесь значительно выше, чем у нас. Если русскоязычные крупные онлайн-школы, как правило, представляют собой системный бизнес с большой сформированной командой, и могут развиваться без жесткой связки с конкретным экспертом, то в Бразилии доля школ, построенных исключительно на личном бренде, по нашим наблюдениям выходит за 90%. Этот фактор закономерно оказывает влияние и на каналы продвижения.
Комиссия платформы
Если GetCourse использует тарифы с фиксированной стоимостью, то Hotmart и другие бразильские платформы предпочитают партнерскую модель, когда сервис берет процент (обычно от 5 до 10%) от выручки клиента. По этой причине бразильские компании сильно заинтересованы в интенсивном росте своих пользователей, что отражается на многих процессах. Например, у большинства бразильских платформ есть целые департаменты из growth- и аккаунт-менеджеров, основная задача которых — способствовать росту и масштабированию клиентов сервиса. Они помогают настраивать воронки, улучшать контент и сегментировать целевую аудиторию, пробуют разные маркетинговые каналы, работают вместе со специалистами по настройке таргета и контекста.
Значимость продюсеров
Еще одна интересная особенность — на рынке Бразилии большую роль играют маркетинговые лаунч-агентства, которые обеспечивают техническую поддержку экспертам-владельцам школ. Причем, между количеством агентств и экспертов огромный разрыв: вторых в разы больше, чем первых. Агентства могут выбирать, с кем им сотрудничать, и, в какой-то степени, именно им принадлежит вся власть: они диктуют свои правила, кого они будут «раскручивать» и как доведут клиентов до конечных потребителей.
Лайвы вместо вебинаров
Если в России значительная часть всех воронок построена на вебинарах, то бразильцы почти не проявляют интерес к этому инструменту. Вместо этого — лайвы в соцсетях. К слову, автовебинары (предзаписанные ролики, создающие эффект прямой трансляции — популярный среди крупных инфопредпринимателей маркетинговый инструмент) бразильским владельцам онлайн-школ могут показаться чем-то из области фантастики.
Много ручных действий
Бразильский рынок вообще не спешит переходить к освоению автоворонок и автоматизации рутинных задач. И те вопросы, которые можно было бы закрыть при помощи IP-телефонии, автозвонков или чат-ботов, чаще всего все еще решаются вручную. Обычно вся цепочка коммуникации с клиентами осуществляется менеджером школы лично через сообщения в WhatsApp или директ в недавно запрещенной в России соцсети. К слову, 80% продаж местных онлайн-школ проходит именно через эти каналы. Привычные для российских проектов SMS-оповещения и email-рассылки в Бразилии практически не используются.
Лаконичный дизайн
Бразильский онлайн-бизнес непривычно для российского глаза неприхотлив в оформлении сайтов и промоматериалов. Популярные у нас красочные баннеры с кричащими заголовками и обилием предложений местная аудитория не оценит. А вот простая страница с минимальной информацией и самым лаконичным дизайном придется бразильцам по душе. Даже классические пакеты услуг на лендинге (Стандарт/Расширенный/VIP) воспринимаются в большинстве случаев необычно. Кстати, бразильцы — невероятные патриоты и очень гордятся родиной, поэтому использование в айдентике национального флага и других узнаваемых символов может привлечь внимание.
При этом, не стоит думать, что бразильский рынок «отстает» и российскому предпринимателю, освоившему автоматизацию и построению команд, будет там легко. Несмотря на все эти особенности, Бразилия остается одним из мировых EdTech-лидеров, а покорение этого рынка может стать серьезным вызовом, который, с другой стороны, откроет и огромные перспективы.
Рекомендации по нишам:
Огонь: цифровые навыки, а также простые практические навыки, которые помогут зарабатывать — например, создание и монтаж видео на сматфоне
В целом, заходят: Хобби — например, рисование
Не вызывают большого интереса: Продюсирование, школа по созданию онлайн-школ и пр.
Резюме GetCourse по Бразилии:
+ Зрелый, хорошо развитый рынок инфобизнеса
+ Популярность среди российский стартапов: уже есть много накопленных знаний и опыта, которыми можно пользоваться
— Большое количество конкурентов
— Ментальные особенности: Бразилия очень далека от России во всех смыслах, поэтому нельзя рассчитывать на привычные сценарии и паттерны поведения аудитории
авторизуйтесь