
- Медиа о рынке онлайн-обучения
- от GetCourse и экспертов рынка
В России ввели сбор на рекламу. Кого это коснётся и как платить отчисления
С 1 апреля 2025 года операторы рекламных систем и распространители рекламы в интернете, направленной на российских пользователей, будут обязаны осуществлять отчисления в бюджет.
Объяснили, кого коснутся изменения, когда нужно платить отчисления и что делать, чтобы не просрочить платеж.

На что распространяются отчисления
Отчисления рассчитываются исходя из дохода от распространения рекламы в интернете в течение квартала — это расчетная база. Отчисления составляют 3% от этой базы.
Например, если ваша онлайн-школа (рекламодатель) по договору размещает рекламу в тематическом телеграм-канале (рекламораспространитель), владелец данного канала (рекламораспространитель) будет обязан перечислить 3% от суммы, которую получил за размещение рекламы по договору.
Отсчет кварталов начинается с начала календарного года:
I квартал — январь-март,
II квартал — апрель-июнь,
III квартал — июль-сентябрь,
IV квартал — октябрь-декабрь.
Кто должен платить отчисления
Они касаются всех, кто занимается рекламой: и тех, кто ее размещает, и школ, которые покупают ее в каналах:
Рекламораспространителей — то есть тех, кто размещает рекламу.
Рекламных агентов, которые находят каналы для рекламы.
Операторов рекламных систем — то есть владельцев рекламных площадок.
Рекламодателей — в случае, если они размещают объявления на иностранных ресурсах.
Источники отчислений меняются в зависимости от того, кто и как взаимодействует с рекламными объявлениями:
Для распространителей рекламы — от суммы вознаграждений за размещение рекламных объявлений.
Для агентов — от размера агентского вознаграждения.
Для операторов и рекламодателей которые размещают рекламу на иностранных ресурсах — от размера рекламного бюджета.


Есть и исключение: отчисления не будут платить за размещение рекламы на телеканалах, радиостанциях и в информационных агентствах.
Рекламодатели должны платить отчисления только в том случае, если объявление было размещено на иностранной площадке и при этом направлено на пользователей из России.
Площадка считается иностранной, если ее юридическое лицо зарегистрировано не на территории Российской Федерации. Представительство и филиал не имеют статуса юридического лица, а являются подразделениями иностранного юридического лица.
В список таких площадок входит и Telegram. Значит ли это, что онлайн-школа должна платить отчисления, если делает посевНативная реклама, которую компания размещает в соцсетях и мессенджерах?
Нет. Рекламодатель платит только в случае, если он закупает трафик непосредственно у сервиса, являющегося иностранной площадкой. Если же онлайн-школа перечисляет деньги блогеру (владельцу Telegram-канала), который размещает у себя рекламу, то и платит отчисления именно он, а не онлайн-школа.
Когда платить отчисления
Контроль сбора возложен на Роскомнадзор. Надзорный орган будет ориентироваться на данные из Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР) при маркировке объявлений.
С 1 апреля начинается лишь учет доходов, из которых начисляются 3% сборов, а первую оплату нужно произвести в III квартале 2025 года.
Особенности исчисления и уплаты сбора будут установлены постановлением Правительства РФ. Пока оно еще не принято.
Специальной ответственности за неуплату сбора тоже пока не установлено. Поправки ещё вносятся в федеральный закон «О рекламе»: в нём ответственность предусмотрена по ст. 14.3 КоАП РФ.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе <...> влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Постановление Правительства от 26 марта 2025 года
26 марта вышел проект постановления, устанавливающий порядок уплаты ежеквартальных отчислений за распространение рекламы в интернете. В настоящий момент проект еще должен пройти обсуждения.
Касательно лиц, участвующих в сборе, все остается неизменным: уплата обязательных отчислений осуществляется рекламораспространителями, операторами рекламных систем, посредниками или агентами, заключившими договор с рекламодателем, либо агентами, работающими по договорам, связанным с реализацией оказания рекламных услуг.
Сбор уплачивается не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за отчетным периодом. Например, за II квартал 2025 года платеж нужно внести до 5 сентября 2025 года.
Роскомнадзор будет контролировать уплату на основании данных Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). Сумма сбора рассчитывается до 15-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным периодом, и отображается в личном кабинете плательщика на сайте РКН. У плательщика есть 10 дней с даты расчета, чтобы подать уточненные данные для пересчета. На корректировку Роскомнадзор отводит 5 дней.
Вероятно, в ходе обсуждения в проект постановления правительства будут внесены корректировки, поэтому важно отслеживать процесс его принятия.
Как подготовиться
В первую очередь спланируйте и оцените бюджеты на рекламные кампании. Рассчитайте суммы новых отчислений в связи с поправками. Подготовьтесь к повышению стоимости рекламных услуг.
Обязательно откажитесь от рекламных кампаний без договора. Проведите аудит уже заключенных договоров и приведите формулировки в них в соответствии с новыми поправками.
Следите за соблюдением закона «О рекламе». Маркируйте рекламу по ст. 18.1 ФЗ. «Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом» и будьте готовы к изменениям.
19 марта 2025 года
авторизуйтесь